СНГ

Вопросы исследования языковой ситуации в СНГ обсудили в Минске

Compressed file

Дискуссия состоялась в рамках Международного конгресса «Языковая политика стран Содружества Независимых Государств», прошедшего со 2 по 4 ноября 2019 года в Филиале Российского государственного социального университета (г.Минск). Мероприятие объединило более 150 представителей научных, образовательных и общественных организаций, а также известных литераторов и представителей СМИ из всех стран СНГ.

Работу Международного конгресса «Языковая политика стран СНГ» открыл кандидат исторических наук, ответственный секретарь Координационного совета общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации Алексей Гусев, который отметил, что миссией Конгресса является «гармонизация языковой ситуации». «Происходящие на территории бывшего СССР геополитические, идеологические, культурные и экономические процессы имеют огромное значение для жизни языков. Это касается ситуации с русским языком, его статусом. Требуется выработка регулирующих норм и механизмов, развивающих, укрепляющих и защищающих статус русского языка в СНГ. Много задач связано и с разными языками, функционирующими в наших странах. Волнуют такие проблемы и негативные факторы, как влияние глобализации и всеобщей информатизации, рост общей примитивизации общения и обеднения языков повседневного общения,  снижение значения языка как транслятора системы духовно-нравственных ценностей, миграционные процессы, продвижение в языковые пространства наших стран английского и китайского языков, формирующее новые вызовы для образовательных и в целом социально-гуманитарных систем наших стран, диссонанс между языковыми запросами семьи и общества и организационно-методическими возможностями и/или политическими установками. Необходимо рассматривать происходящие процессы и вырабатывать стратегию действий. Наш Конгресс проходит в рамках философии «народной дипломатии». Одна из задач именно народной дипломатии – преодоление стереотипов, развенчание мифов. Важно формировать реальное представление о порядке вещей, о реальной ситуации. Всё это слагаемые главного необходимого процесса – гармонизации языковой ситуации в наших странах».  

В Пленарном заседании Конгресса приняли участие представители руководящих органов Содружества Независимых Государств, дипломатического корпуса, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

Стартом содержательной части Конгресса стало выступление доктора филологических наук, профессора, академика Российской академии образования, президента Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, четырежды лауреата государственных премий СССР и России Виталия Костомарова, который затронул тему «Родной язык - откуда он и почему родной?» Академик подчеркнул значимость естественных процессов эволюции языков и их взаимодействия, необходимость в определении одного или нескольких языков межнационального общения как непременного условия гармоничного общения в современном мире. При этом была подчёркнута фундаментально значимая функция материнского языка в жизни каждого человека. Виталий Григорьевич высказал надежду на то, что в перспективе будет развиваться дружба и взаимопонимание между народами СНГ, в том числе опирающееся на богатство русского языка. 

Для собравшихся в рамках двух рабочих дней на «круглых столах», семинарах, мастер-классах и панельных дискуссиях выступили ведущие специалисты в сфере образования и лингвистики, в том числе ученые, литераторы, авторы учебников и учебно-методических пособий, представители научных, образовательных и общественных организаций из стран Содружества Независимых Государств.

Участники Конгресса обсудили широкий спектр вопросов, в том числе лингвистические и лингводидактические проблемы, правовые аспекты функционирования языков и ряд других смежных тем, поделились результатами своих научных и педагогических экспериментов и проектов.