Культура

«Беседы об искусстве»: Александра Экстер

Compressed file

13 декабря в рамках проекта «Беседы об искусстве» состоялась вторая лекция из цикла «Малевич. Экстер. Татлин», посвященного художникам первой трети ХХ века, жизнь и творчество которых были неразрывно связаны и с Россией, и с Украиной.

Художница-авнгардистка Александра Экстер, наряду с Малевичем, была единственной представительницей русского авангарда, создавшей "школу". О ее возникновении можно говорить с 1916 года, когда, поселившись в Киеве, Экстер начала давать уроки таким впоследствии известным художникам, как Александр Тышлер, Исаак Рабинович, Вадим Меллер, Павел Челищев, Анатолий Петрицкий. И хотя до Студии многие из них уже получили образование, их талант и мастерство обрели «форму» только благодаря Экстер  – ее ощущению и пониманию нового искусства, ее абсолютному вкусу и безошибочной интуиции.

Все приезжающие в Киев считали обязательным для себя побывать в Студии Экстер  – не только познакомиться с работами ее учеников, но и поприсутствовать на проходивших там регулярных лекциях. В Студии выступали с докладами писатели, поэты, музыканты, режиссеры, искусствоведы - Илья Эренбург, Яков Тугендхольд, Николай Евреинов, Бенедикт Лившиц, Станислава Высоцкая, Леонид Выготский, Виктор Шкловский.

Экстер никогда не делила искусство на старое и новое, видя во всем закономерную эволюцию. Свои занятия традиционно начинала с Пуссена – гения композиции. Постепенно приводя своих студентов к Сезанну, часто повторяла: «Сезанн – это сегодняшний Пуссен». В таком революционном искусстве, как кубизм учила видеть его укорененность во французской традиции.

Полное единодушие было и в понимании природы современного спектакля, его дыхания, его целостности. Для Экстер театральное произведение могло возникнуть лишь в теснейшем взаимодействии всех его составляющих: ничего второстепенного  – все главное, ничего случайного  – все проявления единой и непрерывной материи. Как художник театра Александра Экстер работала над спектаклями Московского камерного театра А. Я. Таирова  Любой театральный костюм Экстер отражал весь спектакль. Художницей были также созданы и костюмы к первому в СССР фантастическому фильму «Аэлита» по одноименной повести Алексея Толстого.

В качестве дизайнера по костюмам Александра Экстер сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922—1923).

Александра Экстер известна также и как художник многочисленных балетных миниатюр для английских гастролей труппы Брониславы Нижинской 1925 года. По замыслу Нижинской ее балетные постановки целенаправленно исключали «индивидуальность танцовщика». Индивидуальность проявлялась только в одном  – насколько он способен понять законы жизни, насколько он готов пожертвовать во имя этих законов как раз своей собственной индивидуальностью, перевоплотиться в «чистый пластический элемент». Именно такому перевоплощению способствовали и костюмы Экстер, идентичные у мужчин и женщин.

Сведений об этих спектаклях практически нет. Сохранились лишь немногие фотографии и эскизы костюмов художницы. Но отдельно от хореографии они мало о чем свидетельствуют. Разве что об одном: о неисчерпаемой фантазии Экстер и о непосредственной включенности художницы в идеи и проблемы Ар-деко.

Александра Экстер не вернулась на родину. В период эмиграции она занималась преподаванием, оформлением спектаклей, декоративным искусством.

Художница умерла 17 марта 1949 года в Фонтене-о-Роз.

Цикл «Малевич. Экстер. Татлин» проходит в рамках совместного проекта представительства Россотрудничества в Украине и информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал».