Культура

К 50-летию премьеры фильма «Кавказская пленница»: кинолекторий «Вертится быстрей земля…»

Compressed file

28 марта в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялся сеанс кинолектория «Вертится быстрей земля…», приуроченный к 50-летию премьеры классического фильма великого советского режиссера-комедиографа, Народного артиста СССР Леонида Иовича Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», состоявшейся 1 апреля 1967 года.

Во вступительном слове ведущего, кандидата исторических наук Евгения Гороховского и его комментариях к кинопрограмме, проиллюстрированных тематическими слайд-шоу, говорилось о важнейших эпизодах личной жизни и творческой биографии автора фильма, о блистательной творческой группе картины: кинодраматургах Якове Костюковском и Морисе Слободском, композиторе Александре Зацепине, актерах Александре Демьяненко, Наталии Варлей, Владимире Этуше, Фрунзике Мкртчане, Юрии Никулине, Георгии Вицине, Евгении Моргунове и других.

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в поселке Свободный тогдашней Дальневосточной области Амурской губернии в семье железнодорожного служащего. Вскоре его родители переехали в поселок Глазково, расположенный на окраине г. Иркутска. Будущий кинорежиссер окончил школу за несколько дней до начала Великой Отечественной войны и несколько месяцев спустя был призван в армию. Поначалу служил на территории Монголии, а позднее его направили на Калининский фронт, в подразделение разведки. Уже один из первых фронтовых подвигов юного бойца был отмечен медалью «За боевые заслуги». Однако впоследствии, подорвавшись на противопехотной мине, Леонид Гайдай получил тяжелое ранение, после которого его комиссовали. 

В 1947 году он окончил Театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне – Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова) и стал одним из ведущих актеров театра.  В 1949 году Леонид Гайдай поступил на режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, в котором учился в творческой мастерской знаменитого режиссера-комедиографа Григория Александрова. С момента окончания учебы (1955) и до конца жизни (1993) он работал режиссером киностудии «Мосфильм». Его первая кинокомедия – остросатирический фильм «Жених с того света» (1958), едко высмеивавший бюрократизм в советских учреждениях, был жестко раскритикован министром культуры СССР Николаем Михайловым и насильственно сокращен с полутора часов до 47 минут экранного времени.

Слава мэтра отечественной эксцентрической кинокомедии пришла к Леониду Гайдаю после триумфального зрительского успеха сатирических короткометражек: «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» (обе – 1961), главными героями которых стало легендарное актерское трио Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова, получивших на экране прозвища «Труса», «Балбеса» и «Бывалого». Их сотрудничество продолжилась в популярнейшей гайдаевской кинодилогии «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница», прославившей также замечательного актера Александра Демьяненко, который сыграл роль главного героя – симпатичного добряка-студента Шурика. Эти фильмы – наряду со следующим шедевром режиссера комедией «Бриллиантовая рука» (1968) – стали абсолютными лидерами-рекордсменами советского кинопроката 1960-х годов.

В 1970-х годах Леонид Гайдай экранизировал такие знаковые произведения русской и советской литературной классики, как пьесы «Ревизор» Николая Гоголя и «Иван Васильевич» Михаила Булгакова, роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» и рассказы Михаила Зощенко. В 1980-х годах он также создал киноверсию повести финского писателя-юмориста Майю Лассила «За спичками» (1980); три комедии на современную тематику: «Спортлото-82» (1982), «Опасно для жизни» (1985), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989) – и снял 9 комедийных сюжетов для Всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль» (1983 – 1987). Его последней работой стала остросатирическая кинокомедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1993).

В начале кинопрограммы сеанса были показаны фрагменты документального телесериала режиссера Евгения Цымбала  «Леонид Гайдай: от смешного – до великого» (Россия, 2001), содержащего подробный рассказ о жизни и творчестве великого советского режиссера-комедиографа, проиллюстрированный многочисленными фотографиями из его семейного архива, а также фрагментами из кинофильмов: «Жених с того света»; «Пес Барбос и необычный кросс»; "Самогонщики"; «Деловые люди» (1962); «Операция "Ы" и другие приключения Шурика»; «Бриллиантовая рука»; «12 стульев» (1971); «Иван Васильевич  меняет профессию» (1973);  «Не может быть!» (1975); «Инкогнито из Петербурга» (1977); «За спичками»; «Спортлото-82» и других. Воспоминаниями об их авторе поделились супруга Леонида Гайдая – актриса Нина Гребешкова, кинодраматург Яков Костюковский, кинорежиссер Савва Кулиш, композитор Александр Зацепин, актеры Михаил Пуговкин, Владимир Этуш, Александр Демьяненко, Наталия Варлей, Леонид Куравлев, Светлана Аманова, Дмитрий Харатьян и другие.

Завершился сеанс демонстрацией художественного фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (СССР, 1966), поставленного Леонидом Гайдаем по сценарию Якова Костюковского и Мориса Слободского с музыкой и песнями композитора Александра Зацепина на слова Леонида Дербенева.

Compressed file
Compressed file