Культура

Концерт «Русский романс» в РЦНК

Compressed file

27 апреля в рамках проекта «Музыкальные четверги» состоялся вечер русского романса. В программе прозвучали романсы М.И.Глинки, П.И.Чайковского, П.П.Булахова, А.А.Алябьева, С.В.Рахманинова, А.Г. Рубинштейна, А.Л.Гурилева, старинные и цыганские романсы.

Донести до слушателя живое трепетное чувство во всей его полноте, свежести и непосредственности - такова была первая и важнейшая задача композиторов, обращавшихся к сочинению романса или какого-нибудь другого музыкально-поэтического произведения. О том, какие романсы пели, кто и как их писал, с какими поэтами работали те или иные композиторы, рассказала ведущая вечера Ольга Дмитренко.

Вечер открылся романсами М.И. Глинки на стихи Н.Кукольника «Сомнение» и А.Фета «Я встретил вас», прозвучавшие в исполнении Константина Трипольского и Татьяны Трипольской. Камерно-вокальная музыка – излюбленная сфера в творчестве Глинки, к которой он обращался на протяжении всей своей жизни. Она включает более 70 песен и романсов (в том числе цикл «Прощание с Петербургом» на слова Н.В. Кукольника).

Поэтами, с которыми особенно любил «работать» Чайковский, при всем его преклонении перед гением Пушкина, были Фет, А.Толстой, Полонский. Композитору были близки в их поэзии и элегические настроения тоски, одиночества, томления по недостижимому идеалу, и та страстная «мятежность чувств», которую отмечал у Фета Салтыков-Щедрин. Привлекало его и свойственное им всем стремление к напевности, мелодичности стиха. О Фете Чайковский говорил, что он «не просто поэт, скорее поэт-музыкант», который «в лучшие свои моменты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область». Музыкальность стиха была причиной  и особого тяготения Чайковского к поэзии А. Толстого. «Толстой, — признавался он, — неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов». Это же качество ценил Чайковский в лирике Апухтина, романсы на стихи которого - «Забыть так скоро» и «День ли царит» - прозвучали в исполнении Дианы Масленниковой. Певица также исполнила один из лучших романсов композитора «Отчего?», написанный на слова Л.Мея.

Знаменитый алябьевский «Соловей» на стихи поэта А.Дельвига и романсы П.П.Булахова «Не хочу», «Не пробуждай воспоминаний», «Раздумье» и многие другие произведения прозвучали в блестящем исполнении Татьяны Власенко.

В чрезвычайно обширной и многообразной программе прозвучали 30 русских романсов, в том числе, «Романс для скрипки и фортепиано» Р.М.Глиэра в исполнении Вячеслава Зайца (скрипка) и Ольги Дмитренко (фортепиано).

 

Compressed file
Compressed file
Compressed file