Культура

К Дню русского языка: кинолекторий «Язык есть исповедь народа»

Compressed file

13 июня в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялся сеанс кинолектория «Язык есть исповедь народа», посвященный Дню русского языка и 218-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837).

Этот сеанс стал заключительным мероприятием проекта «От Кирилла и Мефодия до Александра Сергеевича».

Во вступительном слове ведущего – кандидата исторических наук Евгения Гороховского – и его комментариях к кинопрограмме сеанса, проиллюстрированных тематическими слайд-шоу, говорилось о традициях празднования Дня русского языка, о первой «Болдинской осени» –  наиболее продуктивной творческой поре в пушкинской жизни, связанной с пребыванием поэта в с. Большое Болдино (с 3 сентября по 5 декабря 1830 г.), когда завершилась его работа над романом в стихах «Евгений Онегин» и были написаны около 30 лирических стихотворений, поэма «Домик в Коломне», драматургический цикл «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина» – первая завершенная прозаическая книга, опубликованная автором в 1831 году.

Еще в 1821 году Пушкин написал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них самые блестящие выражения ни к чему не служат».

В своих болдинских рукописях Пушкин отметил время окончания работы над каждой из пяти повестей, создание которых было приписано им вымышленному автору – небогатому помещику, офицеру в отставке Ивану Белкину, занимавшемуся на досуге сочинительством. 9 сентября была завершена повесть «Гробовщик», 14 сентября – «Станционный смотритель», 20 сентября – «Барышня-крестьянка», 14 октября – «Выстрел», 20 октября – «Метель».

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» вышли в свет в октябре 1831 года. Скромно обозначив себя лишь в качестве издателя этой книги, Пушкин предварил ее вступлением, содержащим ироническое «пояснение» для читателей и «письмо» еще одного вымышленного лица – некого помещика, в котором тот рассказывает о своем соседе – Белкине, якобы скончавшемся еще в 1828 году.

«Повести Белкина», не понятые современниками, не имели успеха ни у читателей, ни у критиков. Рецензент Николай Полевой назвал их «фарсами, затянутыми в корсет простоты без всякого милосердия». В свою очередь в разговоре с одним из знакомых Пушкин, отвечая на вопрос «Кто этот Белкин?», сказал: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

В начале сеанса были показаны короткометражные художественные фильмы из юмористических альманахов «Ералаш» №№ 1, 9 и 146«Ну, почему мы так говорим???», «Чудное мгновенье» и «Я помню чудное мгновенье» (СССР – Россия, 1974, 1976 и 2001). Режиссеры: Валерий Кремнев, Владимир Алеников и Роман Михеенков.

Основная кинопрограмма началась демонстрацией первой части документально-игрового телесериала автора-ведущего Леонида Парфенова и режиссера Веры Сторожевой «Живой Пушкин» (Россия, 1999), созданного к 200-летию со дня рождения поэта. Фильм повествует о родословной Пушкина, о детстве, отрочестве, юности и молодости будущего основоположника современного русского литературного языка времен его жизни с родителями в Москве и Петербурге, учёбы в Императорском Царскосельском лицее (1811 – 1817), службы в Коллегии иностранных дел (Петербург, 1817 – 1820) до отбытия в «южную ссылку» (1820 – 1824), во время которой Пушкин жил на Украине (в Киеве, Каменке, Одессе и прочих местах), на Кавказе, в Крыму и в Бессарабии.

Затем были продемонстрированы фрагменты двух телевизионных фильмов-спектаклей: «На стихи Пушкина» (СССР, 1979) режиссера Владимира Трофимова, в котором легендарный советский актер Олег Даль выступает с чтением пушкинской лирики и поет романсы на стихи поэта, и «А.С. Пушкин. Лирика. Избранное» (из телецикла «Поэтический театр Михаила Козакова» (Россия, 1999), поставленного режиссером Людмилой Хмельницкой).  

Завершился сеанс показом художественного фильма режиссера Наума Трахтенберга «Выстрел» (СССР, 1966), снятым по сюжету одноименной повести Пушкина, главные роли в котором исполнили актеры: Михаил Козаков, Олег Табаков и Юрий Яковлев.