Культура

К 80-летию Андрея Кончаловского: Кинолекторий «Парабола замысла»

Compressed file

29 августа в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялся сеанс «Парабола замысла», который открыл новый сезон работы постоянно действующего кинолектория. Сеанс был посвящен 80-летию со дня рождения классика отечественного и мирового киноискусства, народного артиста РСФСР, режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского.

Во вступительном слове ведущего – кандидата исторических наук Евгения Гороховского – и его комментариях к кинопрограмме, проиллюстрированных тематическими слайд-шоу, говорилось о жизни и творчестве выдающегося деятеля кино и театра второй половины ХХ – начала ХХI века (режиссёра и сценариста, актёра и продюсера, теоретика кино- и театральной режиссуры), талантливейшего писателя  (кинодраматурга и мемуариста), автора замечательных семейных воспоминаний, записок о работе на советских и голливудских киностудиях, а также в драматических и оперных театрах России, Франции, Италии и других стран.

Андрей Михалков-Кончаловский родился 20 августа 1937 года в Москве, в семье классика советской детской литературы Сергея Михалкова и писательницы Натальи Кончаловской. Его прадедом по материнской линии был великий русский художник Василий Суриков, а дедом – народный художник РСФСР Пётр Кончаловский. По желанию матери, будущего кинематографиста с детства готовили к профессии музыканта. Он окончил Центральную музыкальную школу (1952), музыкальное училище при Московской государственной консерватории (1957), стал ее студентом по классу фортепиано (1957), но в 1959 году внезапно прервал учёбу и поступил на режиссёрский факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии, в творческую мастерскую знаменитого кинорежиссера Михаила Ромма, учебу в которой закончил в 1964 году.

В своем дебютном полнометражном фильме «Первый учитель» – экранизации одноименной повести Чингиза Айтматова – Михалков-Кончаловский продемонстрировал блестящее режиссёрское дарование и умение работать с актёрами; прежде всего, с Болотом Бейшеналиевым (учитель Дюйшен) и Натальей Аринбасаровой (Алтынай), ставшей супругой режиссёра. В его следующей картине «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» (1967, выпущена на экран в 1988-м) была исключительно достоверно, почти документально отображена трудовая и личная жизнь советского колхозного крестьянства средней полосы России.

В экранизациях классической литературы: прозы Ивана Тургенева и драматургии Антона Чехова «Дворянское гнездо» (1969) и «Дядя Ваня» (1970, приз «Серебряная раковина» Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне) – режиссер обратился к теме исторической судьбы России, олицетворяемой образами родного дома, семейного гнезда. Следующие работы режиссера: экспериментальная музыкальная кинопоэма «Романс о влюблённых» (1974, Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах) и эпическая семейная сага «Сибириада» (1978, Гран-при Каннского кинофестиваля) –стали последними фильмами, снятыми в СССР.

В начале 1980-х годов Кончаловский уехал в США. В Голливуде он снял фильмы: «Возлюбленные Марии» (1984), «Поезд-беглец» (1985), «Дуэт для солистки» (1986), «Застенчивые люди» (1987), «Гомер и Эдди» (1989, Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), «Танго и Кэш» (1989).

В начале 1990-х годов режиссер вернулся в Россию, где поставил картины «Ближний круг» (1992) и «Курочка Ряба» (1994). В США Михалков-Кончаловский также снял мини-сериал «Одиссея» (1997, телевизионная премия «Эмми»). В начале ХХI века он создал фильмы «Дом дураков» (2002, Гран-при жюри 59-го Венецианского кинофестиваля), «Лев зимой» (2003), «Глянец» (2007), «Щелкунчик и Крысиный Король» (2010), «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014) и «Рай» (2016).

В начале кинопрограммы сеанса была показана первая часть документального фильма режиссера Ольги Высоцкой «Андрей Кончаловский. Монолог в 4-х частях» (Россия, 2012).

Затем состоялась демонстрация короткометражного художественного фильма «Мальчик и голубь» (СССР, 1961), созданного Андреем Михалковым-Кончаловским по собственному сценарию и удостоенного одной из главных премий Венецианского кинофестиваля 1962 года. Эта картина стала кинодебютом одиннадцатилетнего школьника Николая Бурляева, в будущем – замечательного актера и режиссера, видного общественного деятеля России. 

Завершился сеанс показом классического художественного фильма «Дворянское гнездо» (СССР, 1969), также созданного Андрееем Михалковым-Кончаловским по собственному сценарию, который он написал в соавторстве с Валентином Ежовым по мотивам произведений Ивана Тургенева. В главной роли Лизы Калитиной блистательно дебютировала двадцатилетняя актриса-студентка Ирина Купченко, ставшая достойной партнершей польской кинозвезде Беате Тышкевич, великолепному артисту из Брянска Леониду Кулагину и другим знаменитым актёрам: Василию Меркурьеву, Никите Михалкову, Николаю Губенко и Сергею Никоненко. 

Compressed file
Compressed file