Культура

К 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой: кинолекторий «Я жажду чуда…»

Compressed file

10 октября в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялся сеанс кинолектория «Я жажду чуда…», посвященный 125-летию со дня рождения гениального русского поэта Марины Ивановны Цветаевой (1892 – 1941).

Во вступительном слове ведущего – кандидата исторических наук Евгения Гороховского – и его комментариях к кинопрограмме, проиллюстрированных тематическими слайд-шоу, говорилось о жизни и творчестве уникальной художницы слова, подлинной волшебницы русского языка.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в семье выдающегося ученого-историка, филолога и искусствоведа, профессора Московского университета, члена-корреспондента Императорской Академии наук Ивана Владимировича Цветаева – основателя и первого директора Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). В дневнике ее матери Марии Александровны (урожденной Мейн) есть запись: «Четырехлетняя моя Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, возможно, будет поэт?» Муся-Марина начала писать стихи в шестилетнем возрасте, причем, не только на русском, но также на немецком и французском языках. Ее первый поэтический сборник «Вечерний альбом» был опубликован в 1910 году и снискал похвальные отзывы поэтов Валерия Брюсова и Максимилиана Волошина. В 1912 году вышел второй сборник цветаевской лирики – «Волшебный фонарь». 

Летом 1916 года Марина приехала в город Александров к сестре Анастасии. Там был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и другие), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой». В отличие тот ранней, сравнительно традиционной лирики, пламенные стихи 1916 года, посвященные России и русским поэтам (опубликованы в 1-м выпуске сборника «Вёрсты» за 1922 год), уже звучат от лица возвышенной, гордой лирической героини, наделённой безмерностью чувств. Лирика Цветаевой 1917‒1922 годов отмечена сложным, противоречивым ощущением революции, романтическим неприятием всяческого насилия. Ее поэтическая форма замечательна разнообразием интонаций и лексики: от высокоторжественной одической до простонародной, с частушечными ритмами. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению; цикл пьес; романтические поэмы «Егорушка» и «На красном коне», а также – поэма-сказка «Царь-девица». Весной 1922 года Марина с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу – Сергею Эфрону, бывшему белогвардейскому офицеру. Сначала жила в Чехословакии, а с конца 1925 года ‒ во Франции. Печаталась в эмигрантской периодике. Выпустила книги: «Ремесло», «Психея» (обе ‒ 1923), «Молодец» (1924), «После России» (1928), опубликовала трагедии на античные сюжеты («Ариадна», 1924; «Федра», 1927), эссе о поэтах («Мой Пушкин», «Живое о живом» и др.), о художественном творчестве («Искусство при свете совести», «Поэт и время» и др.), мемуарные очерки («Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке» и др.). Трагический поэт-романтик, Цветаева воспевала любовь-разлуку («Поэма Горы», «Поэма Конца», обе ‒ 1924), ненавидела буржуазность и мещанство (поэма «Крысолов», стихотворение «Читатели газет»), провозглашала торжество «одинокого духа» Поэта в его борьбе с «роком». В 1930-е годы в ее творчестве остро прозвучали ностальгические настроения («Стихи к сыну», «Тоска по родине! Давно...»). В 1938‒1939 годах Цветаевой был написан антифашистский цикл «Стихи к Чехии». Ее поэзия в целом эволюционировала от простых, напевных, классически ясных произведений к невероятно экспрессивным, стремительным ритмически изощрённым формам. Язык позднейшей цветаевской лирики 1930-х годов афористичен, и каждое слово предельно насыщено смыслом и чувством.

Кинопрограмма сеанса началась своеобразным прологом-концертом, включавшим отрывки из советских художественных фильмов, в которых прозвучали песни и романсы композиторов Андрея Петрова и Микаэла Таривердиева на стихи Марины Цветаевой: «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Жестокий романс» (1984) режиссера Эльдара Рязанова и «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1980) Георгия Натансона, а также – фрагмент художественного фильма режиссера Владимира Кочетова  «День без числа» (СССР, 1966) и видеосюжет «Это – тебе», где шедевры цветаевской лирики читали актеры Владимир Кочетов и Катерина Шпица.

Затем были показаны отрывки телепередачи «Круг чтения» (Россия, 2011), в которой мастер художественного слова, профессор кафедры сценической речи Российской Академии театрального искусства Антонина Кузнецова читает цветаевские стихи и прозу разных лет. 

Завершился сеанс демонстрацией художественного историко-биографического фильма сценариста Юрия Арабова и режиссёра Марины Мигуновой «Зеркала» (Россия, 2013), в котором образ Марины Цветаевой блистательно воплотила выдающаяся актриса Виктория Исакова.