Культура

К 90-летию Эльдара Рязанова: кинолекторий «Я – добрый, я – хороший, я – живой…». Сеанс 1. «Что у меня за профессия?»

Compressed file

14 ноября в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялся пилотный сеанс нового проекта кинолектория «Я – добрый, я – хороший, я – живой…», посвященного 90-летию со дня рождения выдающегося режиссера, писателя и общественного деятеля, классика советского и российского киноискусства Эльдара Александровича Рязанова (1927 – 2015). 

Сеанс «Что у меня за профессия?» был посвящен ранней поре жизни и творчества юбиляра (1927 – 1965), связанной с формированием его как личности, с началом литературной деятельности, с избранием профессии кинорежиссера и постановкой первых семи художественных картин, среди которых такие легендарные, всенародно любимые фильмы, как: «Карнавальная ночь» (1956) и «Гусарская баллада (1962).

Во вступительном слове ведущего – кандидата исторических наук Евгения Гороховского – и его комментариях к кинопрограмме сеанса, проиллюстрированных тематическими слайд-шоу, говорилось о детстве и юности Эльдара Рязанова (1927 – 1944); о его учебе во Всесоюзном государственном институте кинематографии (1944 – 1950); о режиссерской деятельности как кинодокументалиста (1950 – 1955), о первом периоде работы в художественном кино в качестве режиссера и кинодраматурга (1955 – 1965).

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в г. Самаре, в семье сотрудников ОГПУ. Вскоре его родители переехали в Москву, где отец будущего кинорежиссера Александр Семёнович работал начальником винного главка. В 1930 году семья Рязановых распалась, а, несколько лет спустя, мать Эльдара – Софья Михайловна – вышла замуж вторично за видного советского инженера Льва Михайловича Коппа (1899 – 1985). С детства Эльдар любил литературу, хотел стать писателем, мечтал о путешествиях и после окончания десятилетки даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище, однако опоздал к началу вступительных экзаменов. Поступив на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, в творческую мастерскую великого режиссера, классика мирового киноискусства Григория Козинцева, он окончил учебу с отличием в 1950 году, защитившись (совместно с однокурсницей З.П. Фоминой) документальной лентой «Они учатся в Москве». На протяжении дальнейших пяти лет Эльдар Рязанов работал режиссером Центральной студии документальных фильмов, снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт» и «Новости дня» (несколько выпусков которых смонтировал целиком); сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (совместно с Л. Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1951), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба – 1953) и «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954), премированный на Каннском фестивале в 1955 году. Тогда же он стал режиссёром киностудии «Мосфильм», поставив (совместно с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса» (1955), в котором были также игровые эпизоды. Вскоре мосфильмовский директор, знаменитый кинорежиссер Иван Пырьев поручил Рязанову постановку новогодней кинокомедии «Карнавальная ночь» (1956), снискавшей колоссальный зрительский успех. Великий актёр Игорь Ильинский сыграл там одну из своих лучших ролей – тупицу-бюрократа Огурцова, а молодые исполнители-дебютанты Людмила Гурченко и Юрий Белов стали всенародно популярными кинозвёздами. В дальнейшем Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964) и другие картины. «Гусарская баллада», созданная по мотивам популярной пьесы в стихах «Давным-давно» Александра Гладкова, стала вторым – после «Карнавальной ночи» – триумфом Эльдара Рязанова у зрительской аудитории. Будучи соавтором сценария, режиссер, обладавший недюжинным поэтическим талантом, самостоятельно написал для будущего фильма несколько стихотворных сцен.

В начале кинопрограммы сеанса была показана первая часть документального биографического телесериала режиссера Наталии Урвачевой «Эльдар Рязанов. Монолог в пяти частях» (Россия, 2005), герой которого, работая над фильмом о великом сказочнике Хансе Кристиане Андерсене, рассказывает о своих родителях и детских годах, о суровой школьной юности во время Великой Отечественной войны, связанной с неоднократными переездами его семьи, завершившимися в 1944 году возвращением в Москву, когда в столице всё чаще и чаще гремели салюты в честь всё новых и новых советских городов, освобожденных от немецко-фашистской оккупации.

Затем состоялась демонстрация короткометражного художественного фильма «Как создавался Робинзон», поставленного Эльдаром Рязановым по мотивам одноименного фельетона Ильи Ильфа и Евгения Петрова для комедийного киноальманаха «Совершенно серьезно» (СССР, 1961). 

Завершился сеанс показом классического художественного фильма – кинокомедии «Человек ниоткуда» (СССР, 1961), – созданной режиссером по сатирико-фантастическому сценарию знаменитого советского драматурга Леонида Зорина, ставшего блистательным началом кинокарьеры великих советских актеров – Сергея Юрского и Анатолия Папанова.