Культура

В РЦНК в Киеве состоялся музыкальный вечер «Киев. Созвучия»

Compressed file

В РЦНК в Киеве состоялся музыкальный вечер «Киев. Созвучия», посвященный творчеству трех выдающихся композиторов ХХ – ХХI столетий: Рейнгольду Морицовичу Глиэру, Борису Николаевичу Лятошинскому и Валентину Васильевичу Сильвестрову.

«Что связывает эти личности? Прежде всего – Киев. «Как прекрасен Днепр, как прекрасна жизнь!» - писал коренной киевлянин Глиэр. Сильвестров тоже родился в Киеве. Лятошинский – житомирчанин, однако юность провел в Городе на берегах Днепра. Здесь он учился, затем работал, здесь же, в доме на улице  Б. Хмельницкого, 68, рождались его  шедевры», - сказала автор проекта Ольга Дмитренко.

Лятошинский – ученик Глиэра, Сильвестров – Лятошинского. Во всех случаях необходимо отметить в отношениях между преподавателем и студентом невероятную степень доверия, уважения, нежной дружбы. Сохранилась переписка Бориса Николаевича и Рейнгольда Морицовича – более 500 писем!

Сильвестров вспоминает о своем наставнике,  Борисе Лятошинском, как о чутком педагоге, яркой личности: «Он обладал настоящей харизмой, был лидером. Для меня была важна любая его реакция». Именно Лятошинскому и украинскому советскому композитору Льву Николаевичу Ревуцкому - тоже ученику Глиэра - Сильвестров обязан удивительным фактом своей биографии – переводом без экзаменов посередине учебного года  с 3-го курса Инженерно-строительного института на 1-й курс Киевской консерватории.

В период учебы всех трех молодых музыкантов – каждого в свое время – интересовали не только специальные предметы, но и литература, философия. Они много читали, знакомились с историей и культурой России, Украины, других стран и народов. Так зрели их замечательные произведения, вдохновленные стихами Шевченко, Рыльского, русских поэтов-классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Баратынского, Фета, Бальмонта, европейских поэтов. Интерес к фольклору славянских народов, народов Средней Азии и Закавказья послужил импульсом для создания Глиэром его увертюр - «На славянские народные темы», «Дружба народов», его опер «Шахсенем», «Лейли и Меджун», «Гюльсара» (в соавторстве с Т. Садыковым). У Лятошинского - это «Славянский концерт», Пятая («Славянская») симфония, «Славянская сюита», «Три пьесы на таджикские народные темы». Такой разбег интересов молодых людей выражал собой высокую гуманистическую направленность их творчества и мировосприятия.

Глиэр вскоре после окончания Московской консерватории (класс С.И. Танеева) писал: «Какое радостное пробуждение – чувствую в своих руках страшную технику. Теперь хотел бы я в свою музыку вдохнуть тот мир, который все более и более растет в моей душе».

Каждый из мастеров служил Прекрасному, хотя каждый выбрал свой путь. Глиэр думал о людях, слушателях, стремился поделиться своим радостным мироощущением, влюбленностью в жизнь. Основоположник украинского авангардизма Лятошинский стремился наиболее точно и правдиво выразить себя, он был занят поисками новых музыкальных средств, нового языка. Главная цель Сильвестрова – услышать «пение самого мира о самом себе, как бы музыкальное свидетельство бытия» и осторожно откликнуться на него.

В исполнении известных киевских музыкантов в программе вечера прозвучали Романс для скрипки и фортепиано, знаменитый Концерт для голоса с оркестром (авторское переложение партии оркестра для фортепиано) Р.М. Глиэра, Скрипичная соната Б.Н.  Лятошинского и «Китч-музыка» В.В. Сильвестрова.  

Compressed file
Compressed file
Compressed file