Тематические встречи

Кинолекторий «Время волшебников», посвященный 120-летию выдающегося мастера русского слова Юрия Олеши в РЦНК

Compressed file

В РЦНК в Киеве состоялся кинолекторий «Время волшебников», посвященный 120-летию со дня рождения советского писателя-классика, великого «кудесника русского слова» Юрия Карловича Олеши.

Во вступительном слове ведущий программы Евгений Гороховский познакомил поклонников отечественного кино с жизнью и творчеством «человека уникального дарования, которого по праву называли «королем литературной метафоры".

Судьба Юрия Олеши была причудливой и трагичной». Его литературная биография началась в Одессе на рубеже 1910 – 1920-х гг., в блистательном кружке молодых талантов, членами которого были также – Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Илья Ильф и другие начинающие писатели, очень скоро ставшие гордостью новорожденной советской литературы. Всесоюзная слава и популярность, пришла к Юрию Карловичу в начале 1920-х, после переезда в Москву, в пору работы поэтом-фельетонистом «железнодорожной» газеты «Гудок», под псевдонимом «Зубило».

Опубликованный в 1927 г. роман-шедевр «Зависть» об острейшем духовном конфликте «лишних людей»-интеллигентов с советской действительностью обеспечил Юрию Олеше одно из ведущих мест в тогдашней литературе, весьма богатой первоклассными писателями его поколения. Среди них были и еще один земляк – Исаак Бабель, и киевляне - Михаил Булгаков  и Константин Паустовский, и Михаил Зощенко, и Всеволод Иванов, и Леонид Леонов, и многие другие. Два года спустя, на основе этого произведения, была написана и поставлена на московской сцене пьеса «Заговор чувств».

Исключительный успех снискал роман-сказка «Три толстяка», переведенный впоследствии на все основные языки мира и тоже инсценированный автором.

На рубеже 1920-х – 1930-х гг. имя Юрия Олеши прочно значилось среди элиты советских писателей, но кардинальное изменение политико-идеологической ситуации в стране, наступившее в первой половине – середине 1930-х привело его к тяжелейшему творческому кризису. Поэтико-метафорический художественный стиль писателя резко не соответствовал «социалистическому реализму», критики нещадно шельмовали за «формализм», прекратились издания произведений, исчезла со сцены новая пьеса - «Список благодеяний» и был запрещен уникальный художественный фильм «Строгий юноша», снятый по его сценарию. Более 20 лет Юрий Олеша вынужден был работать «в стол», то над дневниками, то создавая прозаические фрагменты – подлинные литературные драгоценности. Лишь в середине 1950-х книги великого писателя вновь вернулись к читателям: были переизданы «Зависть» и рассказы 1920-х –начала 1930-х гг., а также начали публиковаться фрагменты дневников и других рукописей под названием «Ни дня без строчки». Полное же их издание вышло лишь к 100-летнему юбилею автора (1999) почти 40 лет спустя после его кончины.

В кинопрограмме сеанса были показаны фрагменты документально-анимационного фильма режиссера Романа Либерова «Юрий Олеша. По кличке «Писатель» (Россия, 2009) и отрывки художественного фильма-спектакля «Зависть» (СССР, 1967), созданного сценаристом и режиссером Маром Сулимовым по одноименному роману Юрия Олеши. В главных ролях: Иван Краско, Павел Луспекаев, Николай Трофимов. Художественный фильм «Строгий юноша» (СССР, 1935). Сценарист: Юрий Олеша; режиссер Абрам Роом. В ролях: Дмитрий Дорлиак, Юрий Юрьев, Ольга Жизнева, Максим Штраух, Валентина Серова, Ирина Володко и другие.

 

Compressed file