Культура

К 210-летию Н.В.Гоголя: кинолекторий «Вся Русь явилась в нем!»

Compressed file

В РЦНК в Киеве состоялась премьера юбилейного проекта кинолектория «Вся Русь явилась в нём!», посвященного 210-летию со дня рождения гениального русского писателя, классика мировой литературы Николая Васильевича Гоголя.

Первый сеанс «Родник поэзии есть творчество» был посвящен раннему периоду жизни и творчества великого художника слова.

«Первый период творчества Гоголя (1829-1835) начался с поисков своей темы, своей тропы в литературе. Долгими одинокими вечерами Гоголь усердно трудился над повестями из малороссийской жизни. Петербургские впечатления, чиновничья жизнь — все это было оставлено про запас. Воображение переносило его в Малороссию, откуда еще так недавно он стремился уехать, чтобы не «погибнуть в ничтожестве»», -  сказал в своем вступительном слове ведущий кинолектория Евгений Гороховский..

Писательское честолюбие Гоголя подогревалось знакомством с известными поэтами: В.А.Жуковским, А.А.Дельвигом, другом Пушкина П.А.Плетневым. В мае 1831 г. состоялось и долгожданное знакомство с Пушкиным.

Реваншем за испытанную горечь неудачного дебюта стала публикация в сентябре 1831 г. первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Пушкин объявил публике о новом, «необыкновенном для нашей литературы» явлении, угадав природу гоголевского таланта. Он увидел в молодом писателе-романтике два, казалось бы, далеких друг от друга качества: первое —«настоящая веселость, искренняя, без жеманства, без чопорности», второе — «чувствительность», поэзия чувств.

После выхода первой части «Вечеров...» Гоголь, окрыленный успехом, испытал необыкновенный творческий подъем. В 1832 г. он издал вторую часть сборника, работал над бытовой повестью «Страшный кабан» и историческим романом «Гетьман» (отрывки из этих неоконченных произведений печатались в «Литературной газете» и альманахе «Северные цветы») и одновременно писал статьи на литературные и педагогические темы. Заметим, что Пушкин высоко ценил эту сторону гения Гоголя, считая его самым многообещающим литературным критиком 1830-х гг. Однако именно «Вечера...» остались единственным памятником начальной поры гоголевского творчества. В этой книге, по словам самого писателя, запечатлены «первые сладкие минуты молодого вдохновения».

В сборник вошли восемь повестей, различающихся по проблематике, жанровым и стилевым особенностям. Гоголь использовал широко распространенный в литературе 1830-х гг. принцип циклизации произведений. Повести объединены единством места действия (Диканька и ее окрестности), фигурами рассказчиков (все они — известные в Диканьке люди, хорошо знающие друг друга) и «издателя» (пасичник Рудый Панько). Гоголь скрылся под литературной «маской» издателя-простолюдина, смущающегося своим вступлением в «большой свет» литературы.

В кинопрограмме сеанса были показаны художественно-документальный фильм автора и ведущего: Леонида Парфенова «Птица-Гоголь». Часть 1 (Россия, 2009), с участием выдающихся актеров театра и кино: Александра Калягина, Евгения Миронова, Богдана Ступки и Олега Табакова, а также знаменитой рок-певицы и поэтессы Земфиры, выступающей в неожиданной роли чтицы гоголевских текстов, воспоминаний и других документов о жизни и творчестве писателя. 

Духом гоголевской прозы – «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики», «Шинель» -  пронизан продемонстрированный художественный фильм известного сценариста и режиссера Константина Худякова «Марево», а также некоторые исторические события времен молодости гения.