Культура

Литературной композицией «Поэзии воздушная громада» завершился фестиваль, приуроченный к 130-летию Анны Ахматовой

Compressed file

Литературной композицией «Поэзии воздушная громада» завершился в РЦНК в Киеве поэтический фестиваль, приуроченный к 130-летию Анны Ахматовой. Стихотворения Анны Ахматовой и посвящённые ей произведения других русских поэтов прочли известный киевский писатель Евгений Черняховский и доктор филологических наук Наталья Высоцкая.

Поэтический вечер состоялся в рамках кинолектория «О, есть неповторимые слова…», посвященном творчеству Анны Ахматовой, а также увековечению ее памяти в мировом изобразительном искусстве и кинематографе.

В своем вступительном слове ведущий кинолектория Евгений Гороховский отметил, что "свою «Автобиографию», написанную незадолго до кончины, Ахматова завершила словами о том, что, вопреки многим и многим – тяжелейшим испытаниям и трагическим событиям, присущим ее жизни: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

В 1910 году поэт Николай Гумилев сказал о своей молодой супруге Анне: «Из города Киева. Из логова Змиева Я взял не жену, а колдунью...». Вскоре, в предисловии к первому сборнику стихотворений Ахматовой «Вечер» (1912), его друг и коллега Михаил Кузмин столь же прозорливо написал: «Милый, радостный и горестный мир открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии».

В роковом 1917-м, их былой единомышленник по «Цеху поэтов-акмеистов», великий Осип Мандельштам, прочитав новый ахматовский сборник «Белая стая», пророчески воскликнул: «В настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России». Три года спустя ему словно вторила замечательная советская писательница Мариэтта Шагинян: «Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи». Выдающийся советский литературовед, ученый с мировым именем Борис Эйхенбаум, подытожил: «Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман (…) При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету — к тому, как разовьется этот роман». Важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой, он считал: «Ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо. Отсюда, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела...».

В кинопрограмме сеанса были показаны отрывки документального фильма выдающегося советского режиссера и сценариста Семена Арановича «Личное дело Анны Ахматовой» (СССР, 1989), а также фрагменты художественного фильма сценариста и режиссера Дмитрия Томашпольского. «Луна в зените» (Россия, 2007), где в роли Анны Ахматовой выступили актрисы Светлана Крючкова и Светлана Свирко.

 

Compressed file
Compressed file
Compressed file
Compressed file