Культура

Кинолекторий «Волны Черного моря» (к 120-летию со дня рождения Валентина Катаева). Сеанс 1. «Волшебный рог Оберона».

Compressed file

31 января в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялся пилотный сеанс нового проекта кинолектория «Волны Черного моря», посвященного 120-летию со дня рождения великого советского писателя Валентина Петровича Катаева (1897 – 1986). 

Во вступительном слове ведущего, кандидата исторических наук Евгения Гороховского и его комментариях к кинопрограмме сеанса, проиллюстрированных тематическими слайд-шоу, говорилось о жизни классика и об основных направлениях его творчества в первой половине ХХ века, об экранизациях его произведений этого периода: сказок «Дудочка и кувшинчик» и «Жемчужина» (обе – 1940) и литературного шедевра, одного из лучших образцов русской прозы ХХ века – повести «Белеет парус одинокий» (1936).

Валентин Катаев родился 28 (16) января 1897 года в г. Одессе в семье учителя русской словесности Петра Васильевича Катаева и Евгении Ивановны Бачей, дочери боевого генерала, ветерана Крымской и Русско-турецкой войн второй половины ХIХ века. Предками будущего писателя по отцовской линии были священники (дед – соборный протоиерей из г. Вятки), а по материнской – малороссийские дворяне Полтавской губернии, находившиеся, согласно семейному преданию, в родстве с Николаем Гоголем. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию матери главному, во многом автобиографическому, герою своей повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею. Младшим братом Валентина Петровича был также будущий замечательный писатель – Евгений Катаев, более известный под псевдонимом Петров. Прожив 64 года своей жизни в Москве и Подмосковье, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. «Отрывистую речь с небольшим южным акцентом» замечала в нём ещё в 1918 году Вера Бунина, супруга его главного литературного учителя – классика русской и мировой литературы конца ХIХ – первой половины ХХ века Ивана Бунина. Своеобразный русский язык многонациональной Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса была не просто фоном для многих произведений писателя, но и их полноправным героем. Он начал писать стихи и прозу еще в 9-летнем возрасте, будучи учеником 5-й Одесской мужской гимназии, а с 1910 года стал печататься в газете «Одесский вестник».  С Буниным юный литератор познакомился накануне Первой мировой войны благодаря старшему земляку и первому литературному учителю – писателю Александру Федорову. В ту же пору началась дружба Катаева со своими талантливыми ровесниками – Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким, положившая начало знаменитому кружку молодых одесских литераторов, членами которого позднее стали Исаак Бабель, Илья Ильф, Евгений Петров, Лев Славин и др. 

В 1915 году Валентин Катаев ушел добровольцем на фронт, а в 1917 году демобилизовался по ранению, в чине прапорщика, будучи кавалером двух Георгиевских крестов и ордена св. Анны 4-й степени за храбрость. В период Октябрьской революции и гражданской войны (1918 – 1920) он служил как в Белой, так и в Красной армиях, а в начале 1920-х годов работал в одесском филиале Российского телеграфного агентства (ЮгРОСТА). В его рассказах той поры отчётливо определились два главных направления творчества – героическая патетика и сатира («В осажденном городе», 1922; «Записки о Гражданской войне», 1924).

В 1923 году Валентин Катаев переехал в Москву, где стал сотрудничать в знаменитой газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других изданиях. Вскоре его популярность как писателя-сатирика стала уступать лишь славе Михаила Зощенко. Особый успех снискали такие катаевские шедевры: искромётная повесть «Растратчики» (1926, одноименная пьеса – 1928) и комедия «Квадратура круга» (1928), ставшая мировым театральным хитом. Вдохновленный поездкой на строительство Магнитогорского металлургического завода, Валентин Катаев создал роман «Время, вперёд!» (1932), его воспоминания о революции и гражданской войне на Украине легли в основу повести «Я сын трудового народа» (1937), а повесть «Белеет парус одинокий» упрочила мировую известность писателя.

В начале кинопрограммы сеанса была показана первая часть телефильма «Валентин Катаев. Встреча в концертной студии Останкино» (СССР, 1978), в которой писатель рассказывает о своем детстве и юности, начале творческого пути, о знакомстве и взаимоотношениях с Иваном Буниным.

Затем зрители увидели первую часть телефильма-спектакля режиссера Александра Белинского «Юморески Валентина Катаева» (СССР, 1968) – инсценировка сказки «Жемчужина» (блестяще исполненная актёрами Ленинградского Большого драматического театра им. А.М. Горького Людмилой Макаровой и Владимиром Татосовым), анимационный фильм режиссера Виктора Громова «Дудочка и кувшинчик» (СССР, 1950), созданный по сценарию Валентина Катаева по мотивам одноименной сказки писателя.

Завершился сеанс показом классического художественного фильма режиссера Владимира Легошина «Белеет парус одинокий» (СССР, 1937), сценаристом и главным консультантом которого был Валентин Катаев.

Compressed file