Общественная дипломатия

Ко Дню России в РЦНК в Киеве прозвучали стихи Пушкина и музыка русских композиторов

Compressed file

В Российском центре науки и культуры в Киеве в рамках проекта "Словесности великий дар" ко Дню России прозвучали музыкальные произведения русских композиторов, сочиненные на слова Александра Пушкина. Арию Гремина из оперы П.И.Чайковского "Евгений Онегин" исполнил Роман Смоляр, а романс С.В.Рахманинова "Не пой, красавица, при мне" спела Рузанна Чабанова.

Творчество выдающегося поэта русской земли, Александра Сергеевича Пушкина, стало поистине кладезем для всего русского музыкального искусства. Борис Асафьев писал: «Широка и обильна полоса русской музыки, принадлежащая Пушкину. Нет ни одной области творчества, где так или иначе сказалось бы воздействие пушкинской мысли, его образов – от непосредственных соединений слов с подписанной под ними мелодией до сложных сочетаний стихов с музыкой…» Ведущие композиторы, вдохновляясь бессмертными сочинениями Пушкина, создавали свои гениальные произведения.

Первыми музыкальными жанрами, в которых глубоко и проникновенно прозвучала поэзия великого гения были романсы. Когда Пушкину было около 20 лет, его стихотворения уже пользовались огромной популярностью. Именно тогда были написаны первые вокальные сочинения известных композиторов того времени на стихи молодого поэта. «Черная шаль» Верстовского, «Зимняя дорога» Алябьева, «Талисман» Титова – эти прекрасные произведения украшали званые вечера лучших домов Петербурга. Одним из ярчайших музыкальных воплощений поэзии Пушкина стали романсы Михаила Глинки. Десять романсов Глинки на стихи Пушкина – это поистине десять драгоценных жемчужин, каждая из которых раскрывает удивительный и глубокий мир эмоций. Увлекает и захватывает поистине испанская страсть романса «Я здесь, Инезилья», поэтическая звукопись «Ночного зефира», эмоциональный порыв романса «В крови горит огонь желаний», и конечно же подлинно романтическая мечтательность всеми любимого произведения «Я помню чудное мгновенье», посвященного Е. Е. Керн.

Творчество Пушкина сыграло определяющую роль в развитии русской оперы и русского музыкального театра. Первая «пушкинская» опера, «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, стала зерном, из которого выросли широкие ветви русской оперной музыки разных жанров. B XIX веке к произведениям Пушкина обращались Даргомыжский («Русалка», «Каменный гость»), Мусоргский («Борис Годунов»), Римский-Корсаков («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушек»). Величайшими достижениями мирового оперного искусства являються произведения Чайковского. Его лирическая опера «Евгений Онегин» и музыкальная драма «Пиковая дама», написанные на пушкинские сюжеты, ознаменовали собой новый етап в русском оперном искусстве.

Спустя более чем полвека после смерти Пушкина к его поэзии обратится еще один великий композитор - Сергей Рахманинов, и напишет свой знаменитый романс «Не пой, красавица, при мне». В проникновенном, пропитанном восточным колоритом, фортепианном вступлением перед слушателями возникает звуковая картина, проходящая как воспоминание о прекрасном путешествии поэта по Кавказу. Море, степь, кавказская ночь, девушка, когда-то очень нравившаяся ему и «жестокий напев» печальной грузинской мелодии… Эти образы когда-то вдохновили юного Пушкина создать свое прекрасное стихотворение.

Традиция обращения к поэзии и прозе Пушкина продолжилась и в ХХ веке: в музыке к драматическим спектаклям С. Прокофьева, музыке А. Шнитке к фильму «Маленькие трагедии», а также в знаменитой музыкальной иллюстрации Г. Свиридова  к повести «Метель» и многих других произведениях.

Представительство Россотрудничества на Украине предлагает вам насладиться произведениями оперного музыкального искусства, сочинёнными на стихи выдающегося русского поэта.

Романс "Не пой, красавица, при мне". Слова А.С. Пушкина, музыка С.В. Рахманинова
РЦНК в Киеве
Ария Гремина из оперы "Евгений Онегин". Слова А.С. Пушкина, музыка П.И. Чайковского
РЦНК в Киеве