Общественная дипломатия

РЦНК в Киеве открыл онлайн-выставку «Боевой карандаш»

Compressed file

31 июля 2020 года Российский центр науки и культуры в Киеве, в рамках мероприятий, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, открыл выставку  «Боевой карандаш». На выставке представлены плакаты ленинградских художников из фондов Центрального музея Великой Отечественной войны. Выставка открыта в онлайн-формате и доступна для просмотра всем желающим.

Коллектив художников-плакатистов «Боевой карандаш» сформировался в Ленинграде в конце 1939 года, во время войны с Финляндией. В ленинградском отделении Союза художников для бойцов-фронтовиков было подготовлено веселое поздравление «Новогодняя елка у белофинского волка», ставшее первым номером сатирического сериала.

С начала Великой Отечественной войны «Боевой карандаш» снова в строю. В труднейших условиях блокады художники создавали свои замечательные листы как острое идейное оружие, призывая к мужеству и мести воинов-фронтовиков и тружеников тыла. Организаторами этой группы были графики И. Астапов, Н. Быльев, В. Гальба, В. Кобелев, В. Курдов, Н. Муратов, Г. Петров.

Эпизодически в группе работали живописцы и графики Н. Тырса, Г. Верейский, В. Николаев, В. Серов. Авторами текстов были поэты А. Прокофьев, Б. Тимофеев, В. Саянов, Н. Тихонов и другие.

Выпускаемые листы были небольшого формата, печатались они в технике литографии, как цветные эстампы. Рисунки и текст выполнялись с расчетом восприятия с близкого расстояния, ведь вывешивали их в блиндажах, бомбоубежищах, стационарах и госпиталях. Тематика печатной продукции отличалась достаточной широтой. Здесь были и героически-призывные листы, и инструктивный плакат, и повествовательные народные картинки с эпизодами войны, и злые сатиры на фашистских захватчиков. Художники-карандашисты трудились, не жалея сил. Срочно напечатанные тиражи немедленно отправлялись на фронт. Светлели лица солдат и матросов, когда они видели перед собой «Боевое меню – врагу к каждому дню», созданное Н. Муратовым и Б. Тимофеевым. Художники использовали сводки Совинформбюро и сообщения в печати о фактах героизма бойцов, командиров и советских граждан, они шли от конкретного факта, который обычно ложился в основу названия плаката. Так были выполнены плакаты И. Астапова, Г. Петрова «Подвиг воентехника Сигова» и «Боевая дружба»; Н. Быльева «Герои-железнодорожники». Наступила зима 1941 /42 года. Несмотря на вероятные трудности, лютый мороз и голод, художники продолжали работать.

Карандашисты не только призывали к защите любимого города, но и подобно труженикам многих ленинградских заводов и учреждений перешли на казарменное положение, поселились в здании Союза художников.

18 января 1943 года блокада была прорвана. Перед художниками встала задача выпускать больше листов, отражающих нарастающее превосходство Красной Армии. Важную роль в работе «Боевого карандаша» этого времени сыграли И. Астапов и В. Курдов, явившиеся авторами доброй половины работ, выпущенных в 1943 году.

В коллекции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. есть лучшие работы, созданные художниками «Боевого карандаша» и экспонировавшиеся в 1942 году на выставке «Работы ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

Неоценим патриотический вклад художников-плакатистов в дело победы нашего народа над фашизмом. Созданные ими в военную пору листы и плакаты представляют ценность не только как документы своего времени, но и как талантливые произведения искусства.

Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file