Культура

Кинолекторий «Гимн торжеству жизни» в РЦНК в Киеве к Дню российского кино

Compressed file

27 августа 2020 года в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялась онлайн-лекция «Гимн торжеству жизни», посвящённая Дню российского кино и 90-летию шедевра советского и мирового киноискусства, кинопоэмы Александра Довженко «Земля». Этот фильм традиционно считается лучшей работой гениального основоположника поэтического кинематографа, он стал совершенной по форме и глубочайшей по смыслу философской песнью: о духовном и материальном переустройстве мира, о людях – созидателях новой жизни, об их любви друг к другу, к своей земле и труду на ней как основе грандиозного космоса человеческой цивилизации.

«Если выбирать между красотой и правдой, я выбираю красоту. В ней более глубокой истины, чем в одной только голой правде. Истинно только то, что прекрасно», – писал режиссёр в своём дневнике.

«Земля» Александра Довженко – очень красивый фильм.  Съёмки фильма проходили на Полтавщине, в селе Яреськи у реки Псел. В его массовых сценах участвовало множество местных жителей. По окончании съёмок они даже предложили режиссеру стать… председателем тамошнего колхоза. Чтобы достойно снять финальный «очищающий дождь», он вместе с великим оператором Даниилом Демуцким всю весну и лето 1929-го года ждали и «ловили» настоящие ливни. По замыслу Довженко, в фильме всё должно было быть искренним, естественным, от души, включая эпизод танца Василя на проселочной дороге, который давно уже стал хрестоматийной киноклассикой. Режиссёр готовил актёра Свашенко, предлагая ему умываться росой по утрам, подолгу находится наедине с природой для того, чтобы во время работы исполнитель был счастливым и умиротворённым. Съёмка началась на рассвете, без традиционной команды «Камера! Мотор!», под аккомпанемент баяна, мелодия которого звучала за пригорком, издалека. Перед этим Довженко подошел к артисту, чтобы проверить грим и вдруг… «припудрил» его землей. Так рождалась гениальная сцена, описание которой вошло во все учебники по киноискусству.

Различные эпизоды фильма «Земля» нередко цитировались кинематографистами разных стран. Наилучшим примером из истории советского кино является музыкальная комедия выдающегося режиссера Ивана Пырьева «Кубанские казаки», в начале которой – масштабная сцена жатвы богатого урожая, отчетливо напоминает аналогичный эпизод «Земли». В фильме американского режиссёра-классика и актёра Вуди Аллена «Манхэттен» главный герой смотрит легендарную довженковскую картину. Её афиша висит на стене дома, в котором развивается сюжет фильма знаменитого польско-французского режиссёра Анджея Жулавского «Главное любить».

«Славянство пока что дало миру только одного художника, поэта и мыслителя в кинематографе», – так отзывался о Довженко его конгениальный современник и коллега Чарли Чаплин. В 1930 году «Земля» была отмечена премией Национального совета кинокритиков США как лучший зарубежный фильм. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе эта картина, по итогам анкетирования 117 ведущих историков кино и критиков, вошла в число 12 лучших фильмов всех времён и народов.

В Российском центре науки и культуры в Киеве онлайн-лекция «Гимн торжеству жизни» кандидата исторических наук Евгения Гороховского состоялась в рамках нового проекта «Фильмы-легенды ХХ века». Лекция посвящена Дню российского кино и 90-летию шедевра советского и мирового киноискусства, кинопоэмы великого режиссёра-классика Александра Довженко «Земля» (1930). 

Кинолекторий к 90-летию фильма "Земля". День российского кино
РЦНК в Киеве