Культура

Представительство Россотрудничества на Украине поздравляет всех со Всемирным днём театра

Compressed file

«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!.. Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви... Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?.. О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!.." Виссарион Белинский

Этот вдохновенный гимн театральному искусству, «пропетый», без малого два века тому назад, молодым Виссарионом Белинским в статье, символически названной «Литературные мечтания» (1834), может по праву служить постоянным ежегодным эпиграфом ко дню 27 марта, провозглашенному в 1961 году Всемирным днем театра на IX конгрессе Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО. Традиционно он проходит под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Деятельность МИТ – крупнейшей в мире неправительственной организации, согласно его уставу, направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира». Советский Союз стал членом МИТ в 1959 году.

Слово «театр» происходит от древнегреческого theatron (θέατρον), что значит «место, где смотрят». Традиционно на театре играются спектакли по пьесам двух наиболее популярных жанров — комедии и трагедии, символами которых являются древнегреческие театральные маски - смеющаяся и ужасающаяся. Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры, когда в древнем Египте состоялся первый в истории спектакль – религиозная мистерия на тему мифа об умирающем и воскресающем боге Осирисе. В древней классической Греции театр впервые стал отдельным видом искусства, покровительницами которого стали богини трагедии и комедии музы Мельпомена и Талия.

История мирового театра делится на два основных периода: 1) с древнейших времен до конца XIX века, когда началась эпохальная деятельность великого русского и советского театрального режиссера, актёра и педагога, гениального теоретика и реформатора мирового сценического искусства Константина Сергеевича Станиславского и его соратника Владимира Немировича-Данченко, основателей Московского Художественного театра (МХАТ) и 2) с конца XIX века до наших дней, когда русский и советский театр первой трети ХХ века, с одной стороны сформированный на основе «системы Станиславского», обогащенной трудами его учеников и последователей Михаила Чехова и Евгения Вахтангова, а с другой – развивавшийся режиссерами-авангардистами Всеволодом Мейерхольдом и Александром Таировым, оказал решающее влияние на дальнейший облик всего мирового театрального искусства.

В годы Великой Отечественной войны огромное место в театральной жизни СССР занимали фронтовые бригады и фронтовые театры. В действующей армии в годы войны выступали 3685 фронтовых театральных бригад и фронтовых передвижных театров, в работе которых приняли участие больше 42 000 работников искусств. Только артисты Москвы создали свыше 700 бригад, артисты Ленинграда — 500 бригад. В помощь военной художественной самодеятельности действующих частей Красной Армии и Флота было послано 435 режиссёрско-инструкторских бригад. В конце 1941 — в 1942 году начали активно создаваться фронтовые филиалы известных театров: МХАТа, Малого театра, Вахтанговского театра и других, которые прошли с армией всю войну. Роль фронтовых театров была настолько велика, что в 1943 году в Москве состоялся творческий смотр их работы. Первое место в этом смотре занял филиал Театра имени Евгения Вахтангова. Более трёх тысяч работников искусства были награждены боевыми орденами и медалями. Кроме фронтовых передвижных театров в частях действующей Советской Армии на фронте работало одиннадцать профессиональных театров Советской Армии и Флота во главе с Центральным театром Советской Армии.

Международный день театра — не просто интернациональный профессиональный праздник мастеров сцены и всех работников театра, это и наш праздник — праздник миллионов неравнодушных зрителей.