Образование

РЦНК в Киеве: лекция «Я всегда думал о самолёте…» к 120-летию авиаконструктора Семёна Лавочкина

Compressed file

29 сентября 2020 года в Российском центре науки и культуры в Киеве, в рамках проекта «Имена великой эпохи», состоялась онлайн-лекция «Я всегда думал о самолёте…», приуроченная к 120-летию со дня рождения выдающегося советского ученого, инженера-авиаконструктора, члена-корреспондента АН СССР, генерал-майора инженерно-технической службы, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата четырёх Сталинских премий Семёна Алексеевича Лавочкина.

Создатель наиболее массовых и скоростных советских самолетов-истребителей времен Великой Отечественной войны, а также первой в СССР ракетной системы противовоздушной обороны (ПВО) и первой в мире межконтинентальной крылатой ракеты, был уроженцем Смоленска.

После завершения учебы в уездном училище города Рославля, он поступил в курскую гимназию, которую окончил с золотой медалью (1917) и вскоре ушёл добровольцем в Красную Армию, приняв активное участие в Гражданской войне. После демобилизации, в 1920 году, будущий инженер поступил в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, где всерьёз увлекся аэронавтикой. Проходя практику в конструкторском бюро своего учителя Андрея Туполева, студент Семён Лавочкин участвовал в разработке первого советского тяжелого бомбардировщика ТБ – 1 (АНТ-4). Диплом об окончании училища он защитил в 1927 году, после чего более 10 лет работал на различных авиапредприятиях.

В конструкторском бюро (КБ), под руководством приглашенного в СССР французского инженера Поля Ришара он участвовал в проектировании гидросамолета-торпедоносца открытого моря (1929 – 1930), а также руководил созданием двухместного истребителя ДИ-4, который испытывал великий советский лётчик Валерий Чкалов. В Бюро особых конструкций под руководством Владимира Чижевского молодой инженер сделал аэродинамический расчет первого стратосферного самолёта БОК-1, а затем, уже в других КБ, сосредоточился на разработке новых образцов самолётов-истребителей. Одним из первых проектов этого рода стала модель ЛЛ-1, выполненная им в соавторстве с Сергеем Люшиным.

В 1939 году Семён Лавочкин в соавторстве с Владимиром Горбуновым и Михаилом  Гудковым спроектировал истребитель ЛаГГ – 1, проект которого стал одним из победителей конкурса по созданию новейших моделей советской авиатехники. Вскоре на этой основе был построен модифицированный истребитель ЛаГГ-3, отмеченный Сталинской премией 1941 года и хорошо зарекомендовавший себя во время Великой Отечественной войны. Серийное производство таких самолётов началось на заводе №301 в Химках, откуда в 1940 году Семён Алексеевич был переведен на Горьковский авиазавод №21, где возглавил собственное КБ. Во время войны там проектировали и строили прославленные скоростные истребители Ла-5, Ла-5Н, Ла-5НФ и Ла-7 . Историки авиации Василий Алексеенко и Михаил Никольский отмечали их безусловное превосходство над основными моделями немецких истребителей «Мессершмитт 109» и «Фокке-Вульф 190»: «Ла-5, особенно Ла-5ФН, и Ла-7 стали машинами качественно иного уровня. (…) По сравнению с самым манёвренным вариантом «Мессершмитта» — Bf.109G — истребитель Ла-5Ф имел превосходство в вертикальном и горизонтальном манёвре до высоты 3500 м (…), а вот FW 190 по манёвренности «Лавочкин» превосходил во всем диапазоне высот. На Ла-7 лётчики легко догоняли FW 190 как в горизонтальном полёте, так и на вертикали, а превосходство в манёвренности позволяло зайти «фоккеру» в хвост на третьем-четвёртом вираже. FW 190 превосходил Ла-7 только в скорости пикирования, за счёт чего немцы могли вовремя «унести ноги» с места схватки». На самолётах Ла 5, Ла-5ФН, и Ла-7, трижды Герой Советского Союза, великий лётчик-истребитель Иван Кожедуб сбил свыше 60 фашистских самолётов. В 1943 году за выдающиеся заслуги по созданию авиационной техники Семёну Лавочкину было присвоено звание Героя Социалистического труда и присуждена вторая Сталинская премия. В 1945 году его ОКБ было возвращено в Химки, где было создано несколько моделей реактивных серийных и экспериментальных истребителей, в том числе – первый отечественный самолёт со стреловидным крылом Ла-160 и сверхзвуковой Ла-176.

В 1950 году ОКБ Лавочкина получило важнейший правительственный заказ на проектирование и производство ракетной техники: оборонительной для системы ПВО СССР, а также – наступательной, стратегического назначения. Первыми блестящими результатами нового направления в работе замечательного творческого производственного коллектива стало создание системы ПВО С 25 «Беркут», развитием которой сталь комплекс ПВО «Даль» (1955). Их «потомками» являются современные системы ПВО С 300 и С 400. Последним шедевром Семёна Лавочкина стал проект и опытные образцы первой в мире межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», новаторского изобретения, предвосхитившего образцы космических кораблей многоразового использования «Шаттл» и «Буран» конца ХХ века.

В своих воспоминаниях великий инженер писал:

«Где бы я ни был, что бы я ни делал, я всегда думал о самолёте. Не о том, который уже летает, а о том, которого ещё нет, который ещё должен быть. Иногда сидишь, смотришь спектакль и вдруг ловишь себя на мысли о самолёте. Спектакль отодвинулся куда-то далеко, и перед глазами снова самолёт… Я ещё не знаю, каким он будет. Смутно пока вырисовываются отдельные детали. Я думаю. Иной человек мог бы сказать: довольно странное занятие – с утра до вечера мерить шагами свой кабинет. Да занятие ли это? Но каждый работает по-своему. Так, шагая, я передумываю и уточняю свою идею».

29 сентября 2020 года в Российском центре науки и культуры в Киеве, в рамках проекта «Имена великой эпохи», состоялась онлайн-лекция «Я всегда думал о самолёте…», приуроченная к 120-летию со дня рождения выдающегося советского учёного, инженера-авиаконструктора Семёна Алексеевича Лавочкина. Лекицю подготовил и прочёл кандидат исторических наук Евгений Гороховский.

Лекция «Я всегда думал о самолёте…» к 120 -летию авиаконструктора Семёна Лавочкина
РЦНК в Киеве